На iPhone 12 Pro можно снять рекламный ролик. Но вот 5 причин, почему оно того не стоит

Копировать Скопировано

«Да мы сами на iPhone такое можем снять» — это фраза, ставшая привычным мемом за последние 5−7 лет. Так агентству могут возразить клиенты, недовольные слабой картинкой рекламного ролика, так пишут в комментариях к вирусной рекламе на YouTube.

Впечатляющих роликов, снятых на iPhone, действительно становится всё больше. Например, Burberry снял модный показ на iPhone 5s ещё в 2013 году. С тех пор появилось даже несколько фильмов, полностью снятых на телефон. Среди них короткометражка режиссёра «Ла-Ла Ленд» и хоррор Стивена Содерберга.

Получается, красивый рекламный ролик можно снять на iPhone? Если коротко: да, но это сложнее, чем работать с камерами, а стоить будет примерно столько же. Давайте разберёмся по порядку:

1. У iPhone 12 Pro Max несколько отличных камер, но это всё ещё камеры смартфона

Новые iPhone выходят каждый год, камера становится всё лучше. Производитель обращает на это внимание: например, на обновления камеры делают ставку на презентациях. Все знают: покупая новый iPhone, вы получаете отличную камеру.

Прямым текстом это не говорят, но важная идея маркетинга iPhone в том, что снимки и видео на камеру смартфона сопоставимы по качеству со снимками с настоящих полноразмерных камер. Версия Pro, которая появилась в последних двух поколениях, тоже сигнализирует, что как минимум часть смартфонов Apple подойдут для тех, кто серьёзно увлечён фотографией.

Из-за регулярных улучшений и качественного маркетинга складывается впечатление, что iPhone может заменить профессиональное оборудование. Это не совсем так: профессиональное оборудование позволяет специалисту использовать свои навыки и добиваться однородного предсказуемого результата. Камера смартфона, наоборот, рассчитана на то, чтобы помочь человеку без навыков получить приличный снимок в любых условиях.

Камера смартфона — это система из трёх элементов: маленькая матрица, множество статичных линз и программное обеспечение. Последнее — самый важный элемент, который помогает создавать красивую картинку. Вы почти не контролируете результат и не сможете гибко настроить фокус, диафрагму и параметры ISO. Результат съёмки в основном зависит от того, как сработает программное обеспечение.

Например, У iPhone 12 Pro три камеры: сверхширокоугольная, широкоугольная и телефото. Но внутри каждой из них — маленькая матрица, на которую попадает мало света, поэтому её возможности ограничены. Все три камеры полагаются на алгоритмы, которые дорабатывают картинку.

Камера в смартфоне всегда будет уступать профессиональной, потому что полноразмерный аналог обладает большой матрицей и лучшим динамическим диапазоном. К тому же профессиональную камеру можно настроить вручную, а камеру от iPhone настраивают алгоритмы Apple.

2. Чтобы снимать на iPhone, нужно докупать оптику, стабилизаторы и микрофоны

Если вы всерьёз решите снимать на iPhone, вам потребуется дополнительное оборудование. Применять периферию и комплектующие от обычных камер не получится: придётся искать аналоги именно для смартфонов. Часто они уступают по качеству профессиональному оборудованию.

Оптика. На рынке можно найти специальные объективы для iPhone, которые расширяют возможности камеры. В iPhone 12 Pro уже есть аналог широкоугольного и телеобъектива, поэтому для него более полезными будут, например, анаморфные линзы и макрообъектив. Пока для новинки ещё нет аксессуаров, а для предыдущих поколений подойдёт вот такой набор от Sirui.

Штативы и стабилизаторы. В современных смартфонах есть автоматическая стабилизация, которая помогает снизить эффект тряски во время съёмок с рук. Но для профессиональной картинки обязательно потребуется стабилизатор.

Звук. Ни в одном рекламном ролике или фильме, снятом на iPhone, не используется звук от встроенного микрофона. Иначе вы бы сразу заметили, что со звуком что-то не так. Как и во время съёмок на камеру, придётся докупать или брать в аренду микрофоны и рекордеры. Начиная с 7-го поколения, у iPhone нет разъёма для наушника и микрофонов, так что записывать картинку и звук всё равно придётся раздельно.

Кадр из ролика, снятого на iPhone 11 Pro
Кадр из ролика, в котором описывают процесс съёмок. Чтобы получить такую картинку, камере смартфона, как и настоящей камере, нужна стабилизация, свет и профессиональный оператор

3. Чтобы настроить камеру на iPhone, потребуются сторонние приложения

В приложении «Камера» на iPhone фокус и ISO выставляются автоматически. Вы нажимаете пальцем на нужное место на экране, а камера подстраивает параметры и алгоритмическую обработку, чтобы обеспечить фокус на выбранном участке.

Чтобы обойти часть алгоритмов Apple, которые управляют камерой, и выставить параметры вручную, можно использовать сторонние приложения, например, Halide. С ними можно указать параметры ISO, выдержки и баланса белого.

Но даже со сторонней поддержкой камера не станет полноценно управляться. Вы будете использовать другие алгоритмы для обработки и автоматической настройки: они дают чуть больше свободы, профессионалу всё равно будет неудобно с ними работать.

4. Работать со светом будет сложнее, чем на съёмках с обычной камерой

Как и в случае с полноразмерными камерами, качество картинки в помещении обеспечивает свет. Чем больше света на площадке, тем лучше. Грамотный специалист поставит несколько источников света и отражающих поверхностей так, чтобы все нужные детали были видны, а двойных и тройных теней на стенах не появилось.

Свет позволяет экспериментировать и создавать атмосферу. Например, можно поместить источник света позади героя, то есть выставить так называемый контровой свет. Тогда вокруг персонажа в кадре возникнет световой контур, это даст драматический эффект.

Если снимать на iPhone, арсенал световых решений будет органичен. Например, снимать на камеру смартфона в контровом свете будет сложно: вспомните, когда последний раз пытались снять на смартфон человека или пейзаж против солнца.

5. Камера — это не главная статья расходов в видеопродакшене, поэтому сэкономить не получится

Главная причина, по которой нет смысла снимать на iPhone, не в том, что для качественной картинки потребуется много вспомогательных устройств. Любой камере нужны свет и стабилизация. Она в том, что стоимость профессионального продакшена практически не изменится, если заменить обычную камеру на iPhone.

Камера — не главное в продакшене: гораздо дороже стоит работа сценаристов, продюсеров и съёмочной команды.

Аренда площадки, расходы на оборудование и гонорары актёрам не снизятся, если заменить профессиональную камеру на камеру смартфона. На операторе сэкономить тоже не получится: чем опытнее специалист, тем лучше он справится с камерой, даже если эта камера находится в смартфоне.

Видео, снятое на iPhone, будет сложнее обрабатывать: картинка с камеры смартфона получается блёклой и плохо поддаётся цветокоррекции. Постпродакшен может затянуться, расходы вырастут. При этом, нет гарантий, что в итоге получится красиво. Возможно, вы потратите на обработку видео больше времени и ресурсов, чем обычно, а результат всё равно будет уступать по качеству роликам, снятым на полноразмерные камеры.

Ролик, снятый на iPhone, в видеопродакшене будет стоить столько же, сколько ролик, снятый у него же на привычную камеру. Все остальные элементы останутся на месте, и процесс не получится закончить быстрее или дешевле.

В 2018 мы попробовали снять на iPhone X отчётный ролик с мероприятия. Снимали его не для клиента, а просто ради эксперимента. Использовали только стабилизацию, дополнительного света не ставили.

Получилось спорно: картинка нам не очень понравилась, снимать было неудобно, результат был непредсказуемый. Выигрыша в удобстве или стоимости съёмок не заметили: на площадке всё равно было два оператора, а на постпродакшене работы даже прибавилось.

Подведём итог: снимать на iPhone можно, но оно того не стоит

Камера на iPhone улучшается с каждым поколением. На iPhone периодически снимают рекламу и даже фильмы. Теоретически на смартфон можно снять всё что угодно. Но есть несколько проблем:

  • В iPhone 12 Pro Max три камеры, но это всё ещё камеры смартфонов. У них маленькие матрицы и меньше динамический диапазон. Результат сильно зависит от алгоритмов, его сложно предсказать. Профессионалу будет неудобно работать со смартфоном в качестве камеры.
  • Как и обычной камере, iPhone нужны объективы, стабилизаторы и микрофоны. При этом аксессуары для смартфонов чаще всего уступают по качеству аксессуарам для камер и служат вынужденной заменой, а не удобным инструментом.
  • Чтобы настроить камеру iPhone, нужно использовать сторонние приложения. В стоковом приложении Apple нельзя вручную выставить, например, баланс белого и параметры ISO.
  • Работать со светом будет сложнее. Как и для обычной камеры, для камеры смартфона нужно много света, но ставить его придётся осторожнее, чем обычно. Например, камеры смартфона плохо работают с контровым светом.
  • Сэкономить не получится, потому что камера — это капля в море расходов профессионального видеопродакшена. Съёмки будут стоить столько же, потому что главные расходы — это интеллектуальная работа креативной команды и часы специалистов на съёмочной площадке.

Используйте iPhone 12 Pro Max для бытовых съёмок или, например, для отчётных роликов с внутрикорпоративных мероприятий. Он отлично справится с такими задачами и снимет с вас кучу головной боли по поводу настроек камеры и обработки результата. Но если вы решите снимать рекламу или, например, онлайн-курс, и съёмки на iPhone — это не основа концепции, советуем использовать обычные камеры.

Оригинал статьи был опубликован в нашем блоге на vc.ru 30.10.2020

Ещё по теме
Престижные фестивали и премии: куда номинироваться компаниям, агентствам и фрилансерам, чтобы доказать свой профессионализм
Как подготовить офисное помещение для съёмки
Портфолио на Behance глазами работодателя: как оформить, чтобы повысить шансы на успех
Дайджест анимационных роликов октября: от оживающей графики до пластилиновых текстур
Вредные советы для проджект-менеджера, или как уничтожить анимационный проект
Дайджест анимационных роликов сентября