VFX, гейм-дизайн или CG: в какой сфере развиваться 3D-дизайнеру

Копировать Скопировано

Многие начинающие 3D-дизайнеры делают так: проходят курсы, где изучают какую-то программу по работе с 3D, и начинают откликаться на все вакансии подряд, в которых есть слово «3D». А потом долго строят карьеру.

Мы считаем, что лучше делать по-другому: сначала выбрать сферу, в которой хочется работать и развиваться, а потом изучать конкретные программы и прокачивать нужные навыки. Это позволит стать крутым специалистом в узкой сфере и найти работу, которая не будет раздражать.

Собрали сферы, в которых сосредоточены основные компетенции в 3D. Каждое из этих направлений — отдельная вселенная, со своим набором софта и производственным процессом. Выбирайте, что ближе.

Дисклеймер

В каждой сфере 3D-дизайнер может выполнять разную работу, в зависимости от своих знаний и навыков. Например, может полностью вести проект — придумывать концепции и их реализацию, или быть «рабочими руками» — делать только те задачи, которые поставит арт-директор.

Многие плюсы и минусы, которые описаны в этом материале, могут восприниматься противоположно в зависимости от склада характера и типа личности. Что для одного человека — плюс, для другого будет минусом. Мы изложили свое видение.

Гейм-дизайн: переработки, конкуренция и крутые проекты

Гейм-студии занимаются разработкой игр под различные платформы и консоли: от простых мобильных до сложных онлайн-игр со своими вселенными. А гейм-дизайнер в них разрабатывает объекты игры, персонажей, сцены, локации. Обычно это не один человек, а несколько — каждый выполняет определённые задачи. Например, один рисует здания, другой — доспехи, третий — драконов.

Геймдев — это не «играть весь день в классные игры». Это рутинная работа, которая требует дополнительных навыков, например, владение редакторами и игровыми движками. Хорошо, если у дизайнера есть игровой опыт в различных типах и жанрах игр — будет легче разбираться в их спецификах и нюансах.

Минусы

  • Рутинная работа. И монотонная. Можно неделями рисовать одного персонажа в разных позах или доделывать какой-нибудь уровень игры.
  • Большая конкуренция. Рынок перенасыщен — концепт-художников много на разных площадках, при этом профессиональных специалистов, работающих над известными проектами — мало.
  • Адовые переработки. Да, именно так обстоят дела в этой сфере. Рекомендуем прочитать книгу Шрейера Джейсона «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр.»

Плюсы

  • Долгосрочные проекты. Как и в архитектуре, проект в геймдеве может длиться годами.
  • Свобода творчества. Это сфера 3D с самой большой свободой мысли из всех.
  • Шанс создать культовый проект, в который будут играть миллионы людей.
  • Передовые технологии. Все новое появляется в играх, а потом переходит в продакшн, дизайн и другие сферы.

Кому подходит: Тем, кто влюблен в игры, готов к многолетней тяжелой рутинной работе и имеет имперские амбиции создать шедевральную игру мирового уровня.

Что изучать: Unreal Engine, Unity, CryEngine

VFX в кино: делать нашествие инопланетян и устраивать апокалипсис

Большинство сцен в кино и рекламе со сложными спецэффектами — это работа с 3D. Есть даже специальность такая — VFX-дизайнер. Именно он разрабатывает визуальные эффекты для игр, мультфильмов, кино и рекламы.

У VFX-дизайнера много работы: создавать 3D-модели объектов, например, фантастических персонажей или людей и заставлять их двигаться. Моделировать разные симуляции — взрывы, дым, лавину, океаны или трещины в земле. Делать так, чтобы нарисованный предмет выглядел правдиво — прорисовывать ворсинки у одеяла, швы у рубашки или ржавчину на водосточной трубе. Он подбирает цвета, создаёт визуальные световые эффекты и делает ещё много других вещей, добиваясь, чтобы проект получился максимально эффектным и реалистичным.

Минусы

  • Дедлайны. Сроки часто бывают нереалистичными, приходится работать на пределе своих возможностей.
  • Поиск нетривиальных решений. Каждая сцена и ее наполнение — всегда уникальны. Нет таких вещей, которые можно было бы применять постоянно в каждом проекте. А придумывать, как нарисовать одно и то же в сотый раз довольно сложно. И опять же — сроки.
  • Рутинные задачи. Как правило все спецэффекты носят обыденный характер — блокбастеров с нашествием пришельцев на планету не так много. На один культовый проект придется сто проектов, где нужно в кадре просто дорисовать вид из окна или дым из трубы.

Плюсы

  • Небольшая конкуренция. Специалистов мало, спрос превышает предложение.
  • Интересные проекты. Возможно, удастся поработать над кинокартиной или масштабным рекламным роликом.
  • Выход на международный рынок. VFX-дизайнер может участвовать в международных проектах, например, создавать спецэффекты для голливудского блокбастера.
  • Новости из первых рук. Скорее всего, все новости из мира кино и рекламы, вы будете узнавать раньше всех. Ну почти.

Кому подойдёт. Людям с развитым воображением и логическим мышлением. Хорошо, если есть техническое образование — знание физики пригодится при создании спецэффектов.

Что изучать: Autodesk Maya, Blender, Houdini

Оперативная и broadcast-графика: жёсткие дедлайны и мало творчества

Студии оперативной графики занимаются созданием быстрого, не сложного 3D под различные новостные поводы и ТВ-программы. Ключевая задача такой графики — своевременность, понятность и наглядность.

Дизайнер оперативной графики делает заставки, перебивки между сюжетами в новостях или визуализирует текстовую информацию, например, курс валют или акций, погоду или анонс следующей программы.

Оперативная графика на то и оперативная — срок на выполнение задачи несколько часов, максимум — несколько дней. Чтобы успеть, дизайнеру часто приходится работать по ночам или в выходные дни.

Минусы

  • Сверх-сжатые сроки. И поэтому оперативная графика считается одной из самых стрессовых сфер 3D.
  • Почти нет творчества. Потому что на телевидении есть строгие правила оформления канала и программ.
  • Сменная работа. Часто это сменная работа. Сегодня может быть работа с 10 до 19, завтра — с 3-х ночи до 11 утра.

Плюсы

  • Практика. Работа над такими проектами — это отличный способ научиться быстро работать и на практике освоить азы 3D.

Кому подойдёт. Людям, которые любят быстрые и не сложные задачи и умеют планировать время так, чтобы всё успевать.

Что изучать: Cinema 4D, Adobe After Effects (Elements 3D)

Архитектурная визуализация: интересно, но монотонно

Студии архитектурной визуализации делают сложные задачи: визуализируют проекты городов, жилых комплексов, домов, промышленных зданий, стадионов, парков и любых других объектов. Это интересно — почти как творить историю: показать всем, как будет выглядеть какое-то пространство в будущем.

Минусы

  • Монотонность и скрупулезность. Как правило, есть набор вещей, которые делают визуализацию «живой»: зелень, люди, авто, качественные текстуры стекол и воды. Почти все проекты — это повторение одного набора приемов, только с разными архитектурными объектами.
  • Много технической рутины. Проект нужно визуализировать так, чтобы он выглядел как в реальности: с соблюдением всех масштабов, форм и текстур материалов.

Плюсы

  • Работа с «реальными» миром. Это единственная сфера в 3D, где отрендеренный объект материализуется. Не всегда, но в этом его основная задача.
  • Предсказуемые вводные. Шанс сделать то, что от тебя не требуется, стремится к нулю. Многое определено на старте.
  • Спокойная культура, атмосфера и ритм работы. Сфера архитектуры кардинально отличается от других определенной академичностью и спокойствием. Проекты преимущественно долгосрочные и масштабные.

Любой проект по архитектурной визуализации ограничен изначально: у него есть определенная местность, формы. Дизайн как таковой во всей этой истории оказывается инструментов визуализации чьих-то наработок и не содержит большую творческую составляющую.

Кому подходит: Тем, кто любит усидчиво делать монотонно одну и ту же задачу. Если вы любите быструю смену обстановки, на такой работе вам будет сложно.

Что изучать: Autodesk 3ds Max.

VR и AR: создавать будущее

По духу работы это что-то среднее между рекламой и геймдэвом — нужно будет делать коммерческие проекты в виртуальной и дополненной реальности на игровом движке. Это могут быть образовательные VR-проекты, медиа-инсталляции с использованием VR/AR, киберпанк-ролики со спецэффектами, VR-игры и многое другое.

Направление молодое и только развивается, поэтому возможности у него безграничны.

Минусы

  • Отсидеться не получится. Работа на стыке технологий требует постоянного расширения кругозора. Нужно будет постоянно изучать новое: программы, расширения, методы создания сцен и объектов и прочие важные вещи.
  • Придётся крутиться. VR/AR-дизайнер — это не про работу с 9 до 18, с выходными и отпуском. В этой сфере всё быстро меняется: компании взлетают и падают, технологии меняются, появляются новые специалисты. Чтобы удержаться и сделать карьеру нужно будет много работать.

Плюсы

  • Работа будущего. Всё, что связано с виртуальной и дополненной реальностью еще долго будет находиться на пике трендов и технологий. Так что можно сказать, что что VR/AR-дизайнер — профессия будущего. И у него есть шанс начать создавать вещи, которые скоро изменят весь мир.

Что изучать: Unreal Engine, Unity

Промышленный дизайн: если любить схемы и чертежи, то не скучно

Раньше модели делали вручную — например, выпиливали из фанеры или лепили из гипса. Сейчас в большинстве случаев продуктовый дизайн создаётся в цифре. Зубные щётки, холодильники, очки, автомобили — это всё 3D-модели. Компании, которые заявляют, что создают модели по старым технологиям лукавят — без 3D-моделирования создать конкурентный и коммерчески успешный продукт практически невозможно.

Минусы

  • Сухая точная инженерия. 3D в работе продуктового дизайна — это сухая инженерная модель. Например, 3D-модель холодильника для завода — это просто модель, а не ролик с холодильником или игра, в которой будет холодильник.
  • Может быть скучно. Без творчества такая работа может наскучить сильно быстрее, чем в других областях.

Плюсы

  • Работа на стороне клиента. Большинство вакансий на стороне клиента, а не в студиях или агентствах. Возможно, такая работа более стабильная, чем через посредника.
  • Практика. Глубже понимаешь, как правильно создавать предметы. Из чего они состоят и как работают.

Кому подойдёт: Фанатам брендинга, дизайна и упаковки. Людям, которые любят скрупулезно искать проблемы в продукте и решать их.

Что изучать: Autodesk 3ds Max, Blender, Cinema 4D

CG production: всего по чуть-чуть и много творчества

Анимационные продакшены разрабатывают контент под любые задачи клиентов. В таких студиях 3D-технологии используют для создания имиджевого, обучающего контента, рекламных и продуктовых роликов — всего, что помогает бизнесу зарабатывать и решать свои задачи. Одна из таких компаний — наше агентство Multiways.

Минусы

  • Беспрерывное обучение. Нужно всегда развиваться и прокачивать навыки — ведь неизвестно, с чем придётся столкнуться на следующем проекте. Хотя, это скорее плюс, а не минус. Но оставим здесь, чтобы в колонке было хоть что-то =)
  • Нет времени на раскачку. Сжатые сроки и короткие проекты. Даже масштабный CG-проект длится скорее несколько месяцев, нежели несколько лет. А многие задачи прилетают со сроками «вчера».

Плюсы

  • Разнообразие. Наверное, это самая разноплановая работа, так как пул задач и форматов может быть очень широким. Эта работа включает в себя всё вышеперечисленное в небольших объемах и сроках.
  • Работа в тренде. Создание 3D-роликов подразумевает использование последних трендов дизайна и возможных технологий, поэтому вы будете всегда находиться на пике.

Кому подойдёт: Творческим людям с незашоренным мышлением и тягой к изучению нового.

Что изучать: Cinema 4D, Blender, Unreal Engine.

3D мультипликация: играть в детство, но по взрослому

Студии мультипликации создают полнометражные и многосерийные мультфильмы, многие — в 3D. И им нужен дизайнер, который будет рисовать персонажей и объекты и моделировать их.

Минусы

  • Мало работодателей. Студий мультипликации с успешными проектами не так много, например, в России их всего 22, поэтому трудоустроиться будет сложно.

Плюсы

  • Долгий срок проекта. Над одним мультфильмом можно работать год или больше. Например, «Три богатыря» создавали чуть больше года, а «Рапунцель» студии Disney — 6 лет.
  • Участие в культовом проекте. И возможность реализоваться с творческой точки зрения.

Кому подойдёт: Терпеливым и творческим людям с художественным вкусом и желанием создать шедевральный мульт.

Что изучать: Autodesk Maya, ZBrush, Houdini

Все перечисленные выше сферы могут кардинально отличаться с точки зрения рабочего процесса. Даже в рамках одной области, но в разных компаниях и над разными проектами — все может быть различно до неузнаваемости.

То, чем вы реально будете заниматься, сильно зависит от уровня ваших навыков. Если вы новичок — то скорее всего будете выполнять несложные рутинные задачи, на которых будете постепенно учиться, понимать специфику и расти. Если вы опытный специалист, то с большей вероятностью будете решать более интересные и нетривиальные задачи.

Если у вас есть базовые технические навыки и понимание процессов работы в софте, можете попробовать себя в разных сферах, чтобы найти ту самую и дальше развиваться именно в ней.

Ещё по теме
Как подготовить офисное помещение для съёмки
Нескучные обучающие ролики про кибербезопасность
Рекламный ролик SYNERGETIC
Ролик программы «Учитель для России» в ЯНАО в стиле мокьюментари
CarPrice — «Купим любое авто»
Презентационный видеоролик ДОМ. РФ на ПМЭФ