VFX, гейм-дизайн или CG: в какой сфере развиваться 3D-дизайнеру

Копировать Скопировано

Многие начинающие 3D-дизайнеры делают так: проходят курсы, где изучают какую-то программу по работе с 3D, и начинают откликаться на все вакансии подряд, в которых есть слово «3D». А потом долго строят карьеру.

Мы считаем, что лучше делать по-другому: сначала выбрать сферу, в которой хочется работать и развиваться, а потом изучать конкретные программы и прокачивать нужные навыки. Это позволит стать крутым специалистом в узкой сфере и найти работу, которая не будет раздражать.

Собрали сферы, в которых сосредоточены основные компетенции в 3D. Каждое из этих направлений — отдельная вселенная со своим набором софта и производственным процессом. Выбирайте, что ближе.

Дисклеймер

В каждой сфере 3D-дизайнер может выполнять разную работу в зависимости от своих знаний и навыков. Например, может полностью вести проект — придумывать концепции и их реализацию, или быть «рабочими руками» — делать только те задачи, которые поставит арт-директор.

Многие плюсы и минусы, которые описаны в этом материале, могут восприниматься противоположно в зависимости от склада характера и типа личности. Что для одного человека — плюс, для другого будет минусом. Мы изложили своё видение.

Гейм-дизайн: переработки, конкуренция и крутые проекты

Гейм-студии занимаются разработкой игр под различные платформы и консоли: от простых мобильных до сложных онлайн-игр со своими вселенными. А гейм-дизайнер в них разрабатывает объекты игры, персонажей, сцены, локации. Обычно это не один человек, а несколько — каждый выполняет определённые задачи. Например, один рисует здания, другой — доспехи, третий — драконов.

Геймдев — это не «играть весь день в классные игры». Это рутинная работа, которая требует дополнительных навыков, например, владение редакторами и игровыми движками. Хорошо, если у дизайнера есть опыт в различных типах и жанрах игр — будет легче разбираться в их специфике и нюансах.

Минусы

  • Рутинная работа. И монотонная. Можно неделями рисовать одного персонажа в разных позах или доделывать какой-нибудь уровень игры.
  • Большая конкуренция. Рынок перенасыщен — концепт-художников много на разных площадках, при этом профессиональных специалистов, работающих над известными проектами — мало.
  • Адовые переработки. Да, именно так обстоят дела в этой сфере. Рекомендуем прочитать книгу Шрейера Джейсона «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр».

Плюсы

  • Долгосрочные проекты. Как и в архитектуре, проект в геймдеве может длиться годами.
  • Свобода творчества. Это сфера 3D с самой большой свободой мысли из всех.
  • Шанс создать культовый проект, в который будут играть миллионы людей.
  • Передовые технологии. Все новое появляется в играх, а потом переходит в продакшн, дизайн и другие сферы.

Кому подходит: Тем, кто влюблён в игры, готов к многолетней тяжелой рутинной работе и имеет имперские амбиции создать шедевральную игру мирового уровня.

Что изучать: Unreal Engine, Unity, CryEngine

VFX в кино: делать нашествие инопланетян и устраивать апокалипсис

Большинство сцен в кино и рекламе со сложными спецэффектами — это работа с 3D. Есть даже специальность такая — VFX-дизайнер. Именно он разрабатывает визуальные эффекты для игр, мультфильмов, кино и рекламы.

У VFX-дизайнера много работы: создавать 3D-модели объектов, например, фантастических персонажей или людей, и заставлять их двигаться. Моделировать разные симуляции — взрывы, дым, лавину, океаны или трещины в земле. Делать так, чтобы нарисованный предмет выглядел правдиво — прорисовывать ворсинки у одеяла, швы у рубашки или ржавчину на водосточной трубе. Он подбирает цвета, создаёт визуальные световые эффекты и делает ещё много других вещей, добиваясь, чтобы проект получился максимально эффектным и реалистичным.

Минусы

  • Дедлайны. Сроки часто бывают нереалистичными, приходится работать на пределе своих возможностей.
  • Поиск нетривиальных решений. Каждая сцена и её наполнение — всегда уникальны. Нет таких вещей, которые можно было бы применять постоянно в каждом проекте. А придумывать, как нарисовать одно и то же в сотый раз, довольно сложно. И опять же — сроки.
  • Рутинные задачи. Как правило, все спецэффекты носят обыденный характер — блокбастеров с нашествием пришельцев на планету не так много. На один культовый проект придется сто проектов, где в кадре нужно просто дорисовать вид из окна или дым из трубы.

Плюсы

  • Небольшая конкуренция. Специалистов мало, спрос превышает предложение.
  • Интересные проекты. Возможно, удастся поработать над кинокартиной или масштабным рекламным роликом.
  • Выход на международный рынок. VFX-дизайнер может участвовать в международных проектах, например, создавать спецэффекты для голливудского блокбастера.
  • Новости из первых рук. Скорее всего, все новости из мира кино и рекламы вы будете узнавать раньше всех. Ну почти.

Кому подходит: Людям с развитым воображением и логическим мышлением. Хорошо, если есть техническое образование — знание физики пригодится при создании спецэффектов.

Что изучать: Autodesk Maya, Blender, Houdini

Оперативная и broadcast-графика: жёсткие дедлайны и мало творчества

Студии оперативной графики занимаются созданием быстрого, не сложного 3D под различные новостные поводы и ТВ-программы. Ключевая задача такой графики — своевременность, понятность и наглядность.

Дизайнер оперативной графики делает заставки, перебивки между сюжетами в новостях или визуализирует текстовую информацию, например, курс валют или акций, погоду или анонс следующей программы.

Оперативная графика на то и оперативная — срок на выполнение задачи несколько часов, максимум — несколько дней. Чтобы успеть, дизайнеру часто приходится работать по ночам или в выходные дни.

Минусы

  • Сверхсжатые сроки. И поэтому оперативная графика считается одной из самых стрессовых сфер 3D.
  • Почти нет творчества. Потому что на телевидении есть строгие правила оформления канала и программ.
  • Сменная работа. Часто это сменная работа. Сегодня может быть работа с 10 до 19, завтра — с 3-х ночи до 11 утра.

Плюсы

  • Практика. Работа над такими проектами — это отличный способ научиться быстро работать и на практике освоить азы 3D.

Кому подходит: Людям, которые любят быстрые и несложные задачи и умеют планировать время так, чтобы всё успевать.

Что изучать: Cinema 4D, Adobe After Effects (Elements 3D)

Архитектурная визуализация: интересно, но монотонно

Студии архитектурной визуализации делают сложные задачи: визуализируют проекты городов, жилых комплексов, домов, промышленных зданий, стадионов, парков и любых других объектов. Это интересно — почти как творить историю: показать всем, как будет выглядеть какое-то пространство в будущем.

Минусы

  • Монотонность и скрупулезность. Как правило, есть набор вещей, которые делают визуализацию «живой»: зелень, люди, авто, качественные текстуры стёкол и воды. Почти все проекты — это повторение одного набора приёмов, только с разными архитектурными объектами.
  • Много технической рутины. Проект нужно визуализировать так, чтобы он выглядел как в реальности: с соблюдением всех масштабов, форм и текстур материалов.

Плюсы

  • Работа с «реальным» миром. Это единственная сфера в 3D, где отрендеренный объект материализуется. Не всегда, но в этом его основная задача.
  • Предсказуемые вводные. Шанс сделать то, что от тебя не требуется, стремится к нулю. Многое определено на старте.
  • Спокойная культура, атмосфера и ритм работы. Сфера архитектуры кардинально отличается от других определённой академичностью и спокойствием. Проекты преимущественно долгосрочные и масштабные.

Любой проект по архитектурной визуализации ограничен изначально: у него есть опредёленная местность, формы. Дизайн как таковой во всей этой истории оказывается инструментом визуализации чьих-то наработок и не содержит большую творческую составляющую.

Кому подходит: Тем, кто любит усидчиво делать монотонно одну и ту же задачу. Если вы любите быструю смену обстановки, на такой работе вам будет сложно.

Что изучать: Autodesk 3ds Max

VR и AR: создавать будущее

По духу работы это что-то среднее между рекламой и геймдевом — нужно будет делать коммерческие проекты в виртуальной и дополненной реальности на игровом движке. Это могут быть образовательные VR-проекты, медиа-инсталляции с использованием VR/AR, киберпанк-ролики со спецэффектами, VR-игры и многое другое.

Направление молодое и только развивается, поэтому возможности у него безграничны.

Минусы

  • Отсидеться не получится. Работа на стыке технологий требует постоянного расширения кругозора. Нужно будет постоянно изучать новое: программы, расширения, методы создания сцен и объектов и прочие важные вещи.
  • Придётся крутиться. VR/AR-дизайнер — это не про работу с 9 до 18, с выходными и отпуском. В этой сфере всё происходит очень быстро: компании взлетают и падают, технологии меняются, появляются новые специалисты. Чтобы удержаться и сделать карьеру, нужно будет много работать.

Плюсы

  • Работа будущего. Всё, что связано с виртуальной и дополненной реальностью, ещё долго будет находиться на пике трендов и технологий. Так что можно сказать, что VR/AR-дизайнер — профессия будущего. И у него есть шанс начать создавать вещи, которые скоро изменят весь мир.

Кому подходит: Тем, кто мыслит на длительную перспективу и хочет уже сегодня работать с технологиями будущего.

Что изучать: Unreal Engine, Unity

Промышленный дизайн: если любить схемы и чертежи, то не скучно

Раньше модели делали вручную — например, выпиливали из фанеры или лепили из гипса. Сейчас в большинстве случаев продуктовый дизайн создаётся в цифре. Зубные щётки, холодильники, очки, автомобили — это всё 3D-модели. Компании, которые заявляют, что создают модели по старым технологиям, лукавят — без 3D-моделирования создать конкурентный и коммерчески успешный продукт практически невозможно.

Минусы

  • Сухая точная инженерия. 3D в работе продуктового дизайна — это сухая инженерная модель. Например, 3D-модель холодильника для завода — это просто модель, а не ролик с холодильником или игра, в которой будет холодильник.
  • Может быть скучно. Без творчества такая работа может наскучить сильно быстрее, чем в других областях.

Плюсы

  • Работа на стороне клиента. Большинство вакансий на стороне клиента, а не в студиях или агентствах. Возможно, такая работа более стабильная, чем через посредника.
  • Практика. Глубже понимаешь, как правильно создавать предметы. Из чего они состоят и как работают.

Кому подходит: Фанатам брендинга, дизайна и упаковки. Людям, которые любят скрупулёзно искать проблемы в продукте и решать их.

Что изучать: Autodesk 3ds Max, Blender, Cinema 4D

CG production: всего по чуть-чуть и много творчества

Анимационные продакшены разрабатывают контент под любые задачи клиентов. В таких студиях 3D-технологии используют для создания имиджевого, обучающего контента, рекламных и продуктовых роликов — всего, что помогает бизнесу зарабатывать и решать свои задачи. Одна из таких компаний — наше агентство Multiways.

Минусы

  • Беспрерывное обучение. Нужно всегда развиваться и прокачивать навыки — ведь неизвестно, с чем придётся столкнуться на следующем проекте. Хотя это скорее плюс, а не минус. Но оставим здесь, чтобы в колонке было хоть что-то =)
  • Нет времени на раскачку. Сжатые сроки и короткие проекты. Даже масштабный CG-проект длится скорее несколько месяцев, нежели несколько лет. А много задач прилетает со сроком «нужно было вчера».

Плюсы

  • Разнообразие. Наверное, это самая разноплановая работа, так как пул задач и форматов может быть очень широким. Эта работа включает в себя всё вышеперечисленное в небольших объёмах и сроках.
  • Работа в тренде. Создание 3D-роликов подразумевает использование последних трендов дизайна и технологий, поэтому вы будете всегда находиться на пике.

Кому подойдёт: Творческим людям с незашоренным мышлением и тягой к изучению нового.

Что изучать: Cinema 4D, Blender, Unreal Engine

3D-мультипликация: играть в детство, но по взрослому

Студии мультипликации создают полнометражные и многосерийные мультфильмы, многие — в 3D. И им нужен дизайнер, который будет рисовать персонажей и объекты и моделировать их.

Минусы

  • Мало работодателей. Студий мультипликации с успешными проектами не так много, например, в России их всего 22, поэтому трудоустроиться будет сложно.

Плюсы

  • Долгий срок проекта. Над одним мультфильмом можно работать год или больше. Например, «Три богатыря» создавали чуть больше года, а «Рапунцель» студии Disney — 6 лет.
  • Участие в культовом проекте. И возможность реализоваться с творческой точки зрения.

Кому подходит: Терпеливым и творческим людям с художественным вкусом и желанием создать шедевральный мульт.

Что изучать: Autodesk Maya, ZBrush, Houdini

Все перечисленные выше сферы могут кардинально отличаться с точки зрения рабочего процесса. Даже в рамках одной области, но в разных компаниях и над разными проектами — всё может быть различно до неузнаваемости.

То, чем вы реально будете заниматься, сильно зависит от уровня ваших навыков. Если вы новичок, то скорее всего будете выполнять несложные рутинные задачи, на которых будете постепенно учиться, понимать специфику и расти. Если вы опытный специалист, то с большей вероятностью будете решать более интересные и нетривиальные задачи.

Если у вас есть базовые технические навыки и понимание процессов работы в софте, можете попробовать себя в разных сферах, чтобы найти ту самую и дальше развиваться именно в ней.

Ещё по теме
Первая съемка: что происходит на площадке и почему нужно соблюдать съемочный этикет
Как подготовить офисное помещение для съёмки
Анонс акции на ТВ для СберМаркета
12 принципов анимации Диснея: как оживить анимацию
Анимационные ролики для школьников о счастье
Супергеройские ролики об этике для сотрудников Леруа Мерлен