12 принципов анимации Диснея: как оживить анимацию

Копировать Скопировано

Свои первые мультфильмы Дисней рисовал с натуры, чтобы сделать образ выразительным и максимально реалистичным. Например, для Белоснежки позировала хореограф Марджори Белчер — она танцевала одни и те же движения по 8 часов в день три месяца, чтобы аниматоры смогли изобразить правдоподобную пластику. Походка и движения Микки-Мауса были срисованы с Чарли Чаплина, а чтобы изобразить кита, художники студии месяц изучали повадки и движения настоящих китов.

При таком тщательном подходе к работе неудивительно, что Дисней заметил закономерности и вывел правила, которые помогают «оживить» анимированных персонажей. Их 12.

На самом деле принципы анимации вывел не сам Уолт Дисней, а его сотрудники — художники-аниматоры Олли Джонстон и Фрэнк Томас. Они сформулировали правила на основе своего опыта и написали книгу «Иллюзия жизни: анимация Диснея». Книга вышла более 40 лет назад, но все описанные принципы до сих пор работают как в рисованной, так и в компьютерной анимации. Категорически рекомендуем её изучить, если хотите стать аниматором.


Принцип 1. Сжатие и растяжение

Как лучше показать движение, эластичность и пластику персонажа? Сжимать его и растягивать, делать «резиновым». В жизни, конечно, так не бывает, а вот в мультипликации — это один из частых и важных приёмов, чтобы показать объём и гибкость объекта. В мультфильме «Суперсемейка» этот принцип хорошо виден — Эластика без проблем растягивается в разные стороны.

Чем больше сжатия и растяжения — тем мультяшнее получается результат. Но важно соблюдать правило: при изменении формы объекта не должен изменяться его объём. В противном случае персонаж будет выглядеть нереалистично.

Как лучше показать движение, эластичность и пластику персонажа? Сжимать его и растягивать, делать «резиновым». В жизни, конечно, так не бывает, а вот в мультипликации — это один из частых и важных приёмов, чтобы показать объём и гибкость объекта. В мультфильме «Суперсемейка» этот принцип хорошо виден — Эластика без проблем растягивается в разные стороны.

Чем больше сжатия и растяжения — тем мультяшнее получается результат. Но важно соблюдать правило: при изменении формы объекта не должен изменяться его объём. В противном случае персонаж будет выглядеть нереалистично.

Этапы сжатия и растяжения кофейной кружки.
Автор изображения неизвестен.


Принцип 2. Подготовка или упреждение

В реальной жизни перед тем, как что-то сделать, человек делает подготовительные движения. Например, если он хочет прыгнуть, то сначала немного присядет, а если собирается бросить мяч, то немного отводит руку назад. Такие действия называются отказными движениями, потому что подготовка к действию выглядит как отказ от него: перед тем как что-либо сделать человек производит противоположный маневр

Без отказных движений всё в мире выглядело бы странно. Человек, который не приседает перед прыжком, просто бы взмывал в воздух, а мяч не удалось бы кинуть далеко. Такие движения в мультипликации подготавливают зрителя к следующему действию и придают объекту инерцию.

Отказные движения можно не использовать, если нужно добиться большей комичности. Сцена тогда выглядит более забавной и нелепой.


Принцип 3. Сценичность

Неправильно поставленная сцена выглядит неинтересно и непонятно. Зритель должен сразу считывать эмоции персонажей, их отношение к истории и понимать, что вообще происходит на экране.

Вот одна сцена, но показанная по разному — начальник вызвал подчиненного. Какая более точно отражает настроение и эмоции персонажей?

В сцене справа — больше динамики. Начальник возвышается над сотрудником и сразу понятно, кто тут главный.
Автор изображения неизвестен.

При использовании этого принципа нужно применять различные элементы: крупные, средние и общие планы съёмки, свет и тень, разные ракурсы, повороты камерыи прочее.


Принцип 4. «Прямо вперед» и «От позы к позе»

Есть два метода рисования движения, их можно комбинировать между собой:

Вперёд

Когда художник рисует движение объекта шаг за шагом, в каком положении объект остановится, он пока не знает. При таком подходе получается более свободная анимация, но сложнее придумать, чем закончится движение.

Метод часто используют при анимации огня, воды, текущих субстанций или при создании быстрых хаотичных сцен, чтобы показать динамичность движения.

Метод «Вперёд» даёт простор для фантазии, но сложнее придумывать дальнее развитие действия

От позы к позе

Когда аниматор сначала рисует первый и последний кадры, а потом начинает дорисовывать промежуточные. В таком подходе движения получаются более скованные.

«От позы к позе» обычно используют для драматических или эмоциональных сцен


Принцип 5. Захлёст и остаточное движение

Объект при остановке никогда не останавливается сразу ввести — какие-то его части после остановки всё равно продолжают движение. Например, когда собака останавливается, её уши и хвост ещё качаются. Из этого правила и выходят принципы захлёста и остаточного движения.

Захлёст

Когда части объекта двигаются позже, чем сам объект. Например, если персонаж бежит по сцене, его руки и ноги двигаются чуть позже, чем голова.

Остаточное движение

Когда части объекта ещё двигаются, а сам объект уже находится в покое. Например, когда бегущий персонаж останавливается, его руки остановятся после тела.

Метод часто используют при анимации огня, воды, текущих субстанций или при создании быстрых хаотичных сцен, чтобы показать динамичность движения.


Принцип 6. Замедление и ускорение

Если по-простому, это «разгон» и «торможение». В мире практически нет вещей, которые движутся с постоянной скоростью: объекту надо разогнаться, а в какой-то момент сбросить скорость и остановиться. Так взлетают самолеты, бегут лошади и ездят машины.

Чтобы передать плавность движения в анимации используют больше рисунков для начала и окончания процесса, чем для самого действия.


Принцип 7. Движение по дугам

Люди, животные и разные объекты всегда двигаются не по прямой. Например, если бросить шарик, он ударится о землю, подпрыгнет, снова упадет, снова подпрыгнет. Вот так:

Источник Angry ANIMATOR

Или когда человек бросает мяч: рука идет по дуге и так же летит мяч. Вот и в анимации надо рисовать все движения по кривой — тогда картинка будет реалистичной. Если рисовать прямолинейно, то движения будут выглядеть механическими — как будто двигается робот, а не живое существо.

Автор изображения неизвестен.


Принцип 8. Второстепенные действия

Ещё этот принцип называют «Детали». Его используют, когда нужно усилить основное действие или перевести внимание зрителя на другой момент. Второстепенные действия делают анимацию более эмоциональной и живой. Это может быть мимика, покачивание головой или руками, перевод взгляда и прочее.

Например, нужно показать волнение школьника на экзамене. Основное действие — он стоит у стола с билетами, мнётся, переводит взгляд с одного билета на другой, не зная, какой вытащить. Второстепенное действие — школьник нервно крутит в руках ручку или постоянно поправляет волосы.

Или нужно показать, как человек толкает машину. Основное действие — он упирается, пыхтит и пытается её сдвинуть с места. Второстепенное действие — одновременно пытается отогнать муху, которая села ему на лоб.

Иногда второстепенные действия могут стать основными. Например, если школьник на экзамене вдруг сломает в руках ручку — это отвлечёт внимание зрителей от основного действия. Теперь они будут ждать реакцию на сломанную ручку, а не окончание истории с выбором билета.


Принцип 9. Тайминг

Тайминг — это время, которое отпущено на одно действие. Аниматор решает, сколько будет кадров в этом промежутке времени. Если мало — движение получится резким и быстрым, если много — движение станет плавным и медленным. Например, если надо показать быструю сцену удара по мячу, будет достаточно 4 кадра:

При скорости 25 кадров в секунду эта сцена займет доли секунды — действительно быстрое и резкое движение.


А если увеличить тайминг и сделать больше кадров, то получится так:

В этом случае при той же скорости сцена займёт 2 секунды и движение будет плавным.


Принцип 10. Преувеличение

Что хорошо в анимации — можно показывать предметы утрировано, такими, какими они не могут быть в реальности. С помощью этого приёма можно добиться большей выразительности и динамичности движения и поз персонажа. Преувеличивать можно всё, что угодно: черты внешности, свойства характера, поведение. Например, небольшой шарик прыгает, врезается в огромный шар и камера показывает его испуганные глаза в пламени — будет весело и забавно.

Источник AlanBeckerTutorials


Принцип 11. Уверенный рисунок

Поза персонажа должна чётко передавать мысли, состояние, ощущения персонажа и легко считываться просто по силуэту. Хороший силуэт передаёт действие, эмоции и не требует дополнительных деталей.

Без знаний анатомии, пропорций, перспективы, баланса света и тени не обойтись, поэтому аниматору нужно профессиональное образование.

Если только по силуэту можно понять, как ведёт себя персонаж, как он себя чувствует, значит, поза нарисована идеально.
Автор изображения неизвестен.


Принцип 12. Привлекательность

Привлекательный — не значит красивый или ми-ми-мишный. Персонаж должен вызывать интерес. Главное — харизма. И она должна быть даже у самых злобных героев в анимации. Например, визирь Джафар в мультике «Аладдин» или жуткая морская ведьма Урсула в «Русалочке» — несмотря на отталкивающую внешность и скверный характер, они запоминаются. А Том из «Том и Джерри» даже вызывает симпатию

Кадр из мультфильма студии Disney «Аладдин»


Мы рассказали об основных, базовых принципах анимации, без которых не получится создать интересный, эмоциональный и запоминающийся мультфильм. Но время идёт и анимация развивается. Систему уже усовершенствовали — аниматор Дермот О’Коннор сформулировал 21 принцип анимации, которые помогают грамотно работать со сценами и делают персонажа ярким и впечатляющим.

Но об этом расскажем в другой раз.

Ещё по теме
12 принципов анимации Диснея: как оживить анимацию
Престижные фестивали и премии: куда номинироваться компаниям, агентствам и фрилансерам, чтобы доказать свой профессионализм
Первая съемка: что происходит на площадке и почему нужно соблюдать съемочный этикет
Как подготовить офисное помещение для съёмки
Портфолио на Behance глазами работодателя: как оформить, чтобы повысить шансы на успех
10 причин, почему снимать видео в фотостудии — плохая идея