Первая съемка: что происходит на площадке и почему нужно соблюдать съемочный этикет

Копировать Скопировано

Все, кто связан с созданием контента, когда-то организовывали съемку впервые. И удивлялись, потому что в реальности всё оказывается совсем не так, как представлялось. Мы решили рассказать, что происходит на площадке, чтобы вы знали, как оно на самом деле и чего стоит ожидать.

Масштабность: много техники и людей

Даже интервью с одним героем не всегда снимается одной камерой, что говорить о более сложных форматах. Нужен разного типа свет, камеры, объективы, вспомогательное оборудование: стабилизаторы, штативы, си-стенды, рельсы и ещё много других важных штук. Ко всей этой технике прилагаются люди: съёмочная группа, которая редко бывает меньше 5 человек даже на самой простой съемке. И все они одновременно находятся в помещении для съёмки. Кажется, что все эти люди не нужны — обычно сомнения возникают на этапе подсчёта сметы, — а потом выясняется, что рук и так не хватает.

Длительность: снять за час нереально, нужно минимум день

Снять сцену с первого дубля получается практически никогда. Всегда нужны дополнительные дубли — по разным причинам. Поэтому нельзя посчитать точно, сколько времени потребуется на съёмку. Например, мы планируем часовое интервью с героем. Но час интервью не значит час съёмки. Сцену, где человек 30 секунд говорит в камеру, можно снимать 2 минуты, а можно 20−30 минут и переснимать 5 дублей — а это уже больше часа.

Нужно учитывать и подготовку к съёмке: мы приезжаем примерно за 2 часа до начала, чтобы занести аппаратуру, выставить свет, подключить технику. Если приехать позже — не успеем до «мотора».

Не бывает съемок на час, два или половину дня. Как правило, любые съемки — это всегда минимум 10 часов, для интервью может быть меньше — около 8 часов.

Тайминг: лучшие съемки, те которые идут по запланированному плану

Тайминг съемок зависит от шутинг-плана, который определяет в каком порядке будут сниматься кадры, и календарно-постановочного плана, который определяет общий срок производства видео. Изменения в планах на ходу не идут на пользу проекту и приводят к увеличению сроков.

Также важно понимать что съемки сцен для одного или нескольких роликов обычно снимаются асинхронно по отношению к сюжету — это не должно удивлять.

У каждого — своя работа: не надо отвлекать специалистов во время съемки

У съемочной группы есть четкая и строгая иерархия. Каждый человек отвечает за отдельный спектр работ и находится под надзором главы своего департамента. Например, за свет на площадке отвечает осветитель, его начальник — гафер. И только он может давать указания и комментарии по свету.

Поэтому не стоит давать советы специалистам, как нужно выполнять свою работу. Такие комментарии могут показаться странными, непонятными и даже грубыми. А объяснения, почему съёмочная группа делает так, а не иначе, только затянут время съёмки.

Во время PPM или перед началом съемок продюсер или менеджер обязательно познакомит вас с главами департаментов, чтобы вы знали в лицо людей, которые отвечают за каждый отдельный департамент на съёмке. Если в процессе у вас возникнут пожелания — сообщайте им, а не линейным специалистам на площадке.

Нужно соблюдать съёмочный этикет. Да, он есть

Большинство правил съёмочного этикета известны даже далёким от кино людям. Например, не разговаривать во время съёмки, не делать замечаний актёру, не лезть в кадр или не проговаривать реплики режиссера. Есть случаи, когда ассистентов увольняли прямо с площадки за то, что они раньше режиссера выкрикивали «Стоп! Снято!».

Режиссер — авторитет съемочной группы, его слово — закон. Группа всегда следует только его командам, поэтому замечания от других людей они не будут воспринимать. Кроме того, бестактные реплики и замечания влияют на эмоциональное состояние творческой команды. Люди будут работать «без огонька» и это скажется на качестве финального продукта.

Чтобы не отвлекать людей от съемочного процесса, все вопросы адресуйте менеджеру — он всегда есть на площадке. А он уже решит, что делать с полученной информацией и какие меры принять.

Соблюдайте съёмочный этикет, а любые предложения или пожелания говорите менеджеру.

Наблюдать — лучше, чем мешать процессу

Бывает, что заказчик хочет сам режиссировать, выставлять кадры и отсматривать на месте дубли. Если у него есть опыт в съёмке мы обсуждаем такой формат с менеджером проекта и готовы пойти на встречу. В нашей практике был опыт работы с заказчками которые были профессиональными креативными директорами, режиссировали съемки и делали монтажные листы — но это исключение, а не правило. Если опыта нет, то такое вмешательство в процесс всё усложнит.

По нашему опыту, лучшая роль, которую стоит играть заказчику — роль наблюдателя. Наблюдать можно по-разному. Например, находиться рядом в соседнем помещении и раз в час заглядывать. Или сидеть за плейбеком и смотреть картинку с камеры. Мы заранее обговариваем формат наблюдения, чтобы обеспечить техническую оснощенность такого участия и комфортный формат проведения съемки как для клиента, так и для группы.

Можно вообще не появляться на площадке — обычно все нюансы оговорены до начала съёмок и контролировать процесс не нужно. Но могут возникнуть непредвиденные моменты, которые может решить только заказчик. Тогда все-таки придётся появиться на съёмке, чтобы утвердить варианты.

Если у вас нет опыта в съёмке, сыграйте роль наблюдателя, а не режиссера. Этим вы сэкономите нервы и время себе и членам съёмочной группы и получите отличный финальный результат.

О гостях нужно предупреждать заранее

На съёмочную площадку может прийти топ-менеджер компании, акционер или коллеги по отделу — проследить за процессом или просто из интереса. Лучше заранее сообщить менеджеру, кто может прийти и когда. Если не договориться о посещении, могут произойти разные казусы, где самое безобидное — заставить замолчать пришедшего, чтобы он не мешал съёмке.

Если вы хотите пригласить кого-то на площадку — скажите об этом менеджеру. Он выделит время для посещения, если нужно — проведёт гостям экскурсию и расскажет, как проходит съёмка.

У всего, что происходит на съемочной площадке, есть одна цель — получить результат нужного качества. Красота самого съемочного процесса — дело десятое. Съёмка — это такая же работа, как и любая другая, у нее нет цели выглядеть театрально и гладко, как это показывают в голливудских фильмах. Наша задача — сделать качественный продукт и при этом не выйти за пределы бюджета заказчика за счет переработок и других накладок. Непрофессиональное поведение на площадке может сорвать сроки съёмки, а результат получится не такой, как ожидали.

Кратко: что надо знать о съёмочном процессе, чтобы первая съёмка прошла гладко

  • Съёмка — это масштаб. На площадке одновременно находятся несколько человек и много аппаратуры.
  • Съёмка — это долго. Съёмка длится минимум полдня, чаще — день или больше.
  • У каждого на площадке — свои обязанности. Каждый человек отвечает за отдельный спектр работ и не мешает другим.
  • Нужно соблюдать съёмочный этикет. На площадке надо вести себя вежливо, адекватно и по правилам. Их расскажет менеджер.
  • Лучше не вмешиваться в процесс. Это внесёт сумятицу в коллектив и работа затормозится.
  • Если хотите пригласить гостей — предупредите менеджера. Он выделит время, чтобы гости пришли в нужное время, и расскажет им, что происходит на площадке.
Ещё по теме
12 принципов анимации Диснея: как оживить анимацию
Портфолио на Behance глазами работодателя: как оформить, чтобы повысить шансы на успех
10 причин, почему снимать видео в фотостудии — плохая идея
Престижные фестивали и премии: куда номинироваться компаниям, агентствам и фрилансерам, чтобы доказать свой профессионализм
Первая съемка: что происходит на площадке и почему нужно соблюдать съемочный этикет
Как подготовить офисное помещение для съёмки