Сотрудник в штат, фрилансер или агентство: как понять, кто вам нужен?

Копировать Скопировано

Разные типы подрядчиков — это разная цена, разный процесс/подход и, следовательно, разный результат. Кто-то сделает быстрее и дешевле, но перестанет выходить на связь после третьего раунда правок. Кто-то сделает хорошо, но выставит цену выше средней по рынку. В этой статье разберёмся, с кем выгоднее работать, в зависимости от типа ваших задач и масштаба бизнеса.

0. Сотрудник в штате

Задачи в штате не всегда вдохновляют

Если в компании есть постоянный поток однотипных задач, выгоднее собрать внутри собственную команду. Найти и нанять сотрудников в штат будет проще, чем каждый раз подбирать подрядчика, описывать задачу и составлять ТЗ, заключать договор и согласовывать результат.

К тому же агентства не будут учиться на опыте друг друга (каждый раз это будет новое погружение третьей стороны в ваш контекст), а человек в штате сможет с каждым разом эффективнее решать уже привычные ему задачи.

Имейте в виду: самые талантливые исполнители чаще предпочитают строить карьеру в агентствах и редко переходят на сторону клиента. В агентстве постоянно меняются задачи, можно быстро развиваться и получать опыт на проектах в разных индустриях.

А, например, на фабрике детских игрушек у дизайнера или редактора будет поток однообразной работы: упаковка, прайс-листы, афиши, баннеры. Амбициозный исполнитель быстро заскучает, придётся либо значительно поднимать ему зарплату, либо искать способы добавить разнообразия в рабочую рутину.

При этом даже с постоянными задачами компании необязательно держать сотрудника в штате. Небольшие студии — о них поговорим дальше — иногда готовы работать по часовой ставке и закрывать тот объём задач, который вам нужен прямо сейчас.

Много задач — подрядчик включается активнее. Поток задач упал — не придётся переплачивать. К тому же вы экономите на всех издержках, связанных с наймом, развитием и обеспечением штатного сотрудника всем необходимым.

1. Фрилансер

Контролировать фрилансера — отдельное искусство

Если у вас небольшой бизнес, и вдруг появилось несколько креативных задач, вам выгодно найти фрилансера. Например, фрилансер-иллюстратор на несколько месяцев обойдётся вам дешевле, чем пять иллюстраций от большого агентства.

Удобнее всего работать с фрилансером, когда у вас есть чёткое представление результата или, например, агентство подготовило для вас подробный брендбук и гайдлайны по фирменному стилю. Когда фрилансеру есть, на что опереться, он эффективнее решит задачу. В противном случае первое время вы будете буксовать в поиске общего языка и стиля работ.

Чтобы искать фрилансеров, используйте профильные платформы, например, Behance и Dribbble для дизайнеров или Биржу Главреда для редакторов.

Можно изучить профильные телеграм-каналы и группы в социальных сетях, не забывайте и про силу Фейсбука: напишите у себя в ленте, что ищите дизайнера, который сверстает буклет — к вечеру вам натэгают с дюжину специалистов разной масти. На такие запросы часто реагируют не только фрилансеры, но и компании, поэтому лучше сразу обозначить, какого типа подрядчика вы ищите и сколько готовы заплатить.

Мы не рекомендуем пользоваться услугами исполителей с fl.ru или text.ru: там гораздо выше риск найти любителя или некомпетентного специалиста. Подход к выстраиванию взаимодействия между заказчиками и специалистами на этих площадках устарел, большинство опытных фрилансеров давно их покинули.

Мы уже писали о том, как найти копирайтера и организовать с ним работу. Советы в ней применимы к работе с фрилансерами в целом.

2. Небольшое агентство

Маленькие агентства работают по принципу «один за всех, все за одного»

Базовый принцип, которого стоит придерживаться, — уровень агентства должен соответствовать уровню заказчика. Если в компании работает 10 человек, ей не выгодно заказывать дизайн брошюры у крупного агентства, в котором работают больше 100 человек. Там откажутся от задачи или попросят значительный бюджет на простой проект.

Небольшому предприятию логично искать маленькие агентства: как правило, это молодые компании, которые хорошо понимают проблемы малого бизнеса, просят меньше и готовы на короткие проекты. Такие агентства обычно готовы взяться и за реализацию креатива клиента их руками.

Отличие микроагентства от фрилансера в сложности задач. Небольшой команде можно поручить комплексную работу, например, текст и дизайн лендинга, вёрстку и цепочку писем после покупки, создание сценария и съёмку ролика, разработку креативов для баннеров и настройку рекламной кампании. В одиночку фрилансер скорее откажется от такого проекта из-за отсутствия компетенций или будет заниматься им гораздо дольше.

Существует понятие «ретейнер» или «аутстаффинг», иногда это ещё называют «поддержкой» — это передача регулярной работы над дизайном или маркетинговыми задачами в руки внештатных исполнителей, как правило, с оплатой за потраченное время, а не за конкретный результат. Допустим, заказчик перечисляет фиксированную сумму дизайн-студии раз в месяц и может в любое время передать часть небольших задач: макетов, презентаций, иллюстраций.

Микроагентства чаще, чем крупные игроки, готовы работать по такой схеме.

Здесь и далее — для всех типов подрядчиков мы используем термин «агентство», чтобы упростить восприятие материала. Но если вы хотите детальнее разобраться в различиях между студиями, агентствами и продакшенами, почитайте нашу статью «Рынок маркетинговых услуг: кто есть кто».

3. Агентство среднего размера

Решить сразу все задачи в одном среднем агентстве не получится

Обычно среднее агентство — это подрядчик, который специализируется на производстве определённого типа контента или оказании отдельных услуг, а не на комплексном маркетинговом обслуживании. Зачастую в таких компаниях сосредоточена экспертиза по узкому профилю, например, по видеороликам, веб-дизайну или рекламе в социальных сетях.

Мы специализируемся на смежных услугах: графический дизайн, анимация, диджитал. Во всех перечисленных продуктах ключевую роль играют похожие компетенции дизайнеров, менеджеров и аналитиков. Такие подрядчики делают основную часть работы своими силами, не отдавая на субподряд объёмные задачи.

Если у среднего или крупного бизнеса возникла точечная креативная задача, он будет искать агентство-середнячок. Часто такие подрядчики работают над проектами в тесной связке с сотрудниками на стороне заказчика. То есть заказчик не только принимает результат, но и активно вовлечён в процесс. Например, в агентстве готовят логотип и фирменный стиль, а дизайнеры клиента занимаются созданием афиш и презентаций.

Или внутренний отдел маркетинга на стороне заказчика написал сценарий и передал агентству задачу по созданию ролика на его основе. То есть агентству выгодно поручить большую творческую задачу или контроль над процессом, а подзадачи передать сотрудникам или фрилансерам.

Если принести в среднее агентство непрофильную задачу, самые честные подрядчики откажутся, а самые хитрые передадут в субподряд или сделают некачественно, надеясь на низкий уровень насмотренности и неразборчивость клиента. Прежде чем соглашаться на сотрудничество, изучите портфолио агентства и уточните, на каких услугах оно специализируется.

Малому и микробизнесу можно прийти в среднее агентство, если накопится достаточно задач. Например, если потребовалось создать 10 лендингов, проще поручить разработку одному агентству за условный миллион рублей, чем полгода искать фрилансеров и координировать их работу. Миллион рублей выйдет дешевле, чем полгода рабочего времени директора по маркетингу + затраты на фрилансеров + нервы генерального директора.

4. Большое креативное агентство

Иногда агентские сметы растут быстро. Очень быстро…

В агентства, возглавляющие рейтинги Adindex и sostav.ru, идут, когда есть большой бюджет и потребность решить стратегическую бизнес-задачу. Чаще всего с такими агентствами работают крупные бренды. Большое агентство возьмёт на себя разработку стратегии, креатива, организует и проконтролирует производство, передав его продакшенам разного уровня на субподряд.

Кроме высокой, а в большинстве случаев просто неподъёмной стоимости, для малого и среднего бизнеса работа с агентством из первых двух десяток может осложняться творческими разногласиями. У такого подрядчика опыт и насмотренность несоразмерно выше, чем у клиента. Помимо этого, такой подрядчик не будет стесняться прямо говорить, что он думает по поводу тех или иных предложений клиента.

Это все будет подкрепляться большим авторитетом. На самом деле, любой уважающий себя подрядчик, начиная с фрилансера, должен открыто и прямо выражать свое мнение на тему происходящего в проекте, но на практике это встречается редко. Допустим, вам не понравился дизайн сайта, который подготовили в агентстве. Опытный подрядчик будет защищать свой дизайн до последнего, зная, что он помогает решить вашу бизнес-задачу и соответствует современным тенденциям.

Если вы не готовы работать на равных и хотите воплощать собственные задумки чужими руками — попробуйте задействовать штатные ресурсы, фрилансеров или обратиться к подрядчику поменьше.

Закрепим

  • Для постоянного потока однотипных задач выгоднее нанять человека в штат. Но имейте в виду, что самые талантливые исполнители обычно работают в агентствах: задачи там интереснее.
  • Если у малого бизнеса есть несколько креативных задач и чёткое видение результата, проще всего работать с фрилансером: он дешевле, чем агентство. Ищите фрилансеров на профильных платформах, в телеграм-каналах и на Фейсбуке, избегайте больших бирж вроде fl.ru.
  • Если у малого бизнеса есть комплексная и сформулированная креативная задача, обращаются к микроагентствам. Они лучше понимают специфику малого бизнеса и возьмутся за более сложную работу, чем фрилансер. Небольшой компании нет смысла идти в большие креативные агентства: они попросят слишком дорого или просто откажутся брать короткий проект.
  • В агентство среднего размера обращается средний и крупный бизнес для решения конкретных задач, например, по производству контента: для съёмки ролика или создания сайта. Иногда такие агентства могут предложить и полносервисное маркетинговое обслуживание. Малому и микробизнесу можно прийти к такому подрядчику, если накопится достаточно задач.
  • Агентства из первой десятки рейтингов работают с крупнейшим бизнесом. К ним идут за стратегией и решением сложных бизнес-задач: производство контента они отдают на субподряд.

Оригинал статьи был опубликован в нашем блоге на VC.ru 15.07.2020

Ещё по теме
Престижные фестивали и премии: куда номинироваться компаниям, агентствам и фрилансерам, чтобы доказать свой профессионализм
Как подготовить офисное помещение для съёмки
Портфолио на Behance глазами работодателя: как оформить, чтобы повысить шансы на успех
Дайджест анимационных роликов октября: от оживающей графики до пластилиновых текстур
Вредные советы для проджект-менеджера, или как уничтожить анимационный проект
Дайджест анимационных роликов сентября